Как открыть ночной клуб: советы А. Толмацкого










АЛЕКСАНДР ТОЛМАЦКИЙ, генеральный продюсер развлекательного комплекса Infiniti
20 октября 2006


Модный музыкальный клуб- довольно капиталоемкое предприятие. Вложения в его открытие составляют примерно $1,5-3 млн. Кроме того, нужна четкая концепция, без которой эти инвестиции не имеют смысла. Наконец, необходим партнер с именем в этом бизнесе: люди в любом случае пойдут на имя. Если у вас все получится- найдется хорошее помещение, партнер, а концепция будет востребована рынком - инвестиции окупятся довольно быстро, всего за один год. Если за 12 месяцев вам не удастся выйти на прибыль, клуб надо закрывать - с этим проектом уже ничего не сделаешь.
Инвестиции
Стандартной сметы на открытие ночного заведения в Москве не существует - в городе десятки клубов от самых бюджетных концепций до самых пафосных. Если в планах открыть модный музыкальный клуб, здесь цифры более-менее понятны. В среднем в такое заведение площадью около 1 тыс. кв. м придется вложить не менее $1,5 млн. Инвестиции в модный клуб с хорошим оборудованием могут достигать $3 млн. Около 20% этой суммы - рекламный бюджет, еще примерно 15% - дизайн и строительные работы. Нет смысла вкладывать большие деньги во внутреннюю отделку помещения. Ночной клуб работает в темноте, и на его стены публика совершенно не обращает никакого внимания.
Если вы зайдете в большинство московских клубов при дневном свете, вы, скорей всего, не узнаете его, а то и ужаснетесь: настолько экономичной окажется его внутренняя отделка. На чем ни в коем случае нельзя экономить, так это на оборудовании - барном и техническом (световое, музыкальное, проекционное, спецэффекты и т. д.). Техническое обеспечение - главная составляющая современного клуба. Мое мнение: без хорошей музыки и света проект не клуб, а место встречи, каких в Москве сотни. Cрок окупаемости клуба- один год. Если за год клуб не окупился, его надо закрывать. Впрочем, пошел проект или не пошел, становится ясно уже в течение первых двух недель после открытия. Если на открытие народ пришел, а на следующей неделе не пришел - клуб надо закрывать. Снижение потока можно сразу почувствовать по финансовым показателям, то есть по кассе бара.
Партнеры
Я не припомню случая, чтобы такие проекты финансировали банки. В основном клубы открываются либо на собственные деньги, либо на деньги частного партнера или партнеров. Без них в подобных проектах вообще не обойтись. Даже если деньги есть, для реализации идеи нужен человек из индустрии шоу-бизнеса как минимум с опытом, а желательно - с именем. Шоу-бизнес- это персонализированная индустрия, а люди всегда идут на имя. Со стороны, без знания рынка и без имени поднять такой проект в одиночку невозможно. Если планируете попасть в индустрию через покупку уже существующего клуба, не забывайте: в Москве ни одной удачной сделки еще не было. Ночной клуб - это не место, брэнд или репутация и т. д. В первую очередь - это промоутерская команда. Без команды, создавшей его, любой клуб обречен. Возможно, поэтому подобные сделки на рынке не практикуются.
Концепция
Открывать клуб ради того, чтобы просто открыть, не стоит. Повторю: в Москве десятки ночных заведений, и еще одно безликое заведение никто не заметит. Чтобы сделать по-настоящему успешный проект, нужно для начала продумать концепцию (идею, музыкальное направление), в которой клуб будет работать, понять, на какую аудиторию ориентироваться и т. д. Клуб с четкой концепцией будет иметь стабильную аудиторию. Свободных ниш, несмотря на большое количество ночных заведений, масса. Музыкальное направление, в котором работает мой последний проект - клуб Infiniti - RnB. Когда я открыл Infiniti три года назад, музыкальное направления RnB практически не было представлено в Москве. Как клубная ниша RnB-музыка считалась бесперспективной. Помню, тогда многие мне говорили: «Ты сумасшедший. Как можно набить молодежью такой большой клуб. В Москве не наберется столько молодых людей, слушающих такую музыку». В чем-то они были правы: в столице было несколько совсем небольших клубов, в которых раз-два в неделю проводились RnB-вечеринки. О какой-либо популярности музыки действительно сложно было говорить. Тем не менее эти три года мы пропагандировали эту музыку (я определил бы позиционирование Infiniti не как развлекательное заведение, а как дворец культуры рэпа и RnB), в итоге к нам сейчас в каждый уик-энд приходит до 3 тыс. человек. Для московского клуба это очень много.
Аудитория
Самая перспективная аудитория - это молодежь от 18 до 26 лет. Ее много, она активна- в этом возрасте ночные заведения периодически посещают до 80-90% молодых людей. Ежегодно происходит смена аудитории клуба примерно на 30% - столько повзрослевших клабберов переходят в другие, более солидные клубы, столько же 18-летних новичков прибавляется. Люди после 26-30ти более состоятельны и потому, может быть, кому-то представляются более перспективной публикой. Но при этом эта возрастная аудитория имеет как публика ряд недостатков: она не прирастает с такой же скоростью, как молодежная, за нее идет более жесткая конкуренция. Я убежден, что нельзя быть клубом для всех. Если цель создать модный и культовый клуб, он должен быть открыт только для своей тусовки и закрыт для всех остальных. Поэтому в Infiniti работает фейсконтроль. Это помогает отфильтровывать случайных людей, которые размывают концепцию. Люди приходят в конкретный клуб, а не в какой то другой потому, что хотят видеть вокруг себя людей близких по духу, мировоззрению, уровню достатка и т. д. Средняя вечеринка- это 1-1,5 тыс.
человек. Постоянных же клиентов около 500.
Программы лояльности
Среди посетителей клуба есть около 30% самых активных, с ними ведется специальная работа. Например, организуем выезды 100-200 активистов в Турцию и Египет, где арендуем большие клубы и проводим Infiniti-party. Эффект таких акций колоссальный. Для нас это копейки (клуб выступает только организатором акций, поездки клабберы оплачивают сами), но среди активистов подобные проекты повышают лояльность. Эта работа преследует тактические цели: лояльные активисты вовлекают в постоянную аудиторию все новых и новых участников. Есть и стратегические цели. Я уже сказал, что ежегодно аудитория молодежного клуба обновляется на 30%. С выросшими «воспитанниками» также нужно поддерживать постоянный контакт, чтобы не забывали клуб. Через три-четыре года я планирую открыть новое заведение, рассчитанное уже на повзрослевших и состоявшихся «воспитанников» Infiniti. Мы знаем их вкусы, они лояльны к нам - поэтому не будет конкурентов в работе с такой публикой. А это тысячи молодых людей. Для клуба- колоссальная аудитория!
Место
Свой первый развлекательный проект - дискотеку «Кругосветное путешествие» - в конце 1970-х я открыл на заводе «Серп и молот». Место было очень популярным. Сейчас эта площадка была бы, скорей всего, не востребована. Когда клубы и рестораны в Москве встречаются практически на каждом шагу, люди не хотят ехать за развлечениями далеко. Поэтому единственная рекомендация по местоположению - центр Москвы в пределах Садового кольца.
Это главное условие. Есть еще ряд более мелких, которые тем не менее нельзя не учитывать. Во-первых, даже в центре не все районы эффективны с точки зрения клубного бизнеса. Исторически наиболее востребованы клубы, расположенные на севере и северо-западе ЦАО. Во-вторых, в самом интересном районе клуб может оказаться невостребованным,малопосещаемым, убыточным и т. д., если открыт в неудачном окружении. Место оценивается по подъездам к нему. Удачный вариант - площадка с легким доступом рядом с крупными магистралями. Неудачный - в глубине небольших переулков. Такое расположение чревато пробками и заторами и, как следствие, потерей времени и денег посетителей. Это отпугивает публику. Парковки может и не быть вовсе. Это для клабберов не является препятствием: кто хочет попасть в клуб, найдет, где припарковаться. В «Дягилеве» или в «Опере», например, парковки нет. Это не мешает им быть очень модными и востребованными местами. Также не важно, что раньше было на площадках, где располагается клуб: кинозал, недостроенный завод и т. д.
Мероприятия
Любой клуб, рассчитывающий быть модным и успешным, должен иметь специальные предложения для своей целевой аудитории. Во-первых, очень качественные звук, свет, спецэффекты и т. д. Во-вторых, эксклюзивные концерты. Мы, например, регулярно привозим мировых звезд RnB-музыки. Клуб на таких концертах не зарабатывает, в лучшем случае выходит в ноль. Но с точки зрения поддержания имиджа клуба, для повышения его статуса в глазах целевой аудитории ни один другой механизм с такими концертами сравниться по эффективности не может. Клуб должен организовывать два-три раза в год события такого масштаба. Диджеи, на которых делают ставку многие клубы, себя как средство привлечения публики уже изжили. В середине 1990-х, когда на всю Москву было три-пять известных диджеев, это работало. Сегодня их 50, и публика специально на них не ходит.
Безопасность
Созданию службы безопасности стоит уделить особое внимание. Молодежь и ночные заведения, ориентированные на нее, традиционно привлекают наркодилеров - специфика шоу-бизнеса. Это самая главная опасность. Кроме репутационного ущерба для клуба наркоторговля чревата и прямыми экономическими убытками. Деньги, которые молодые люди могли оставить в баре, они отдадут дилерам. Задача службы безопасности - знать всех дилеров в лицо и исключить их проникновение внутрь. Как, впрочем, и воров.
Их присутствие также отпугивает публику.
Для большого заведения на вечер нужно 30-40 секьюрити.
Для небольших заведений - 10-20. У нас своя охрана. Но можно (и даже лучше) привлечь ЧОП со стороны, будет с кого спрашивать. Необходимо также вложиться в охранное оборудование. Нужно наблюдать клуб со всех точек, должна быть серьезная система видеонаблюдения и металлоискатели, чтобы не проносили взрывчатые вещества, наркотики и т. д. Служба безопасности должна бороться с воровством, плохими негативными историями, которые сопровождают любой клуб. В целом безопасность - это крупная статья расходов, в год на нее надо тратить не меньше 10%.
Регионы
Регионы испытывают дефицит хороших клубов, и москвичи со своим опытом и ресурсами могли бы легко занять рынок.
Но на сегодняшний день реализовать эти планы невозможно из-за сложностей с управлением. Жить в Москве и управлять ночным клубом в другом городе - нонсенс. В первую очередь потому, что сложно найти профессиональную команду на местах. И в Москве-то владельцы клубов вынуждены буквально жить в своих заведениях - следить за работой бара, за тем, чтобы в клуб не попадали ненужные люди и т. д. А как можно это делать дистанционно? Есть вариант франчайзинга. На меня постоянно выходят региональные предприниматели с предложением партнерства. «Есть помещение, есть деньги, давайте сделаем вместе ночной клуб»,- предлагают они. Но по уже упомянутым причинам никто сегодня не даст гарантий, что через дватри месяца репутация клуба не будет подмочена местечковым непрофессионализмом. Лучше пойти по другому пути: создать культовый клуб, который будут знать по всей стране и приезжать специально к вам.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

[b]Вовочка спрашивает у папы:
- Папа, а что означает слово "следовательно"?
- Видишь ли, я человек необразованный, но постараюсь тебе объяснить.
Вот сколько тебе лет?
- Девять.
- Так вот, 10 лет назад я поехал на север зарабатывать деньги и пробыл
там три года.
- Я понял, папа. Следовательно, ты рогоносец.
- Правильно. А ты, следовательно, ублюдок… [/b]
Корпорация Мегаполис Pi7.ru порадовала новым выходом очередного сборника нюансов.
Меня удивила например это "[url=http://www.pi7.ru]Психически больные насиловали соседей по палате [/url]" - Канечно вы можете встретить и ради себя миллион интерестного
Ну а однако лучшее снадобье через скуки это анекдотец.
[url=http://my.pi7.ru/users/katya][IMG]http://www.my.pi7.ru/images/photos/medium/322af4a020acdd067c4549b2fbb328d7.jpg[/IMG][/url]